Взаимозависимые лица в 2021 году: кто они?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взаимозависимые лица в 2021 году: кто они?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса. Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого. Например, компания А является учредителем компании Б. Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.

Критерии отнесения к аффилированным лицам

Чтобы признать физическое или юридическое лицо аффилированным, необходимо определить его способность оказывать влияние на других субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность или являющихся участниками сделок. Законодательство разделяет лица, которые являются аффилированными по отношению к юридическому лицу, и тех, кто оказывает влияние на «физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность», то есть на ИП.

К первым статья 4 Закона «О конкуренции…» относит тех, кто соответствует следующим признакам:

  • представитель коллегиального исполнительного органа или органа управления (например, совета директоров или наблюдательного совета), а также лицо, «осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа». Этот пункт действует и в отношении юрлиц, являющихся участниками финансово-промышленных групп;
  • лица из той же группы, что и юридическое лицо;
  • те, кто имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, относящихся к голосующим акциям или приходящихся на долю участия в уставном капитале компании. К этому пункту относятся и юридические лица.

По отношению к ИП аффилированными являются:

  • Организации, в которых его доля уставного капитала составляет больше 20%.
  • Лица, относящиеся с ним к одной группе. Понятие группы лиц раскрывается в п. 7 ч.1 ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции» (перечисляются родственные связи, в т. ч. некровные).

Действия налогового органа в ходе контроля сделок

В ходе контроля сделок между взаимозависимыми лицами налоговый орган вправе осуществлять следующие действия (мероприятия налогового контроля):

  • истребовать документы у налогоплательщика (п.п. 1, 2, 5 ст. 93 НК РФ);
  • истребовать документы и сведения у контрагентов и иных лиц (ст. 93.1 НК РФ);
  • назначать экспертизы (ст. 95 НК РФ);
  • привлекать к участию переводчика (ст. 97 НК РФ);
  • привлекать специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст. 96 НК РФ);
  • осуществлять выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ).

Статья 20 НК РФ: комментарии

До обретения юридической силы законом «О внесении изменений…» от 18.07.2011 № 227-ФЗ (далее — закон № 227-ФЗ), положениями которого и была введена в т. ч. упомянутая норма ст. 105.1 НК РФ, признаки взаимозависимости лиц регламентировались ст. 20 НК РФ.

Системный анализ этих норм показывает, что они не противоречат друг другу, однако ст. 105.1 НК РФ в большей степени детализирует и поясняет критерии отнесения лиц к группе взаимозависимых.

ВАЖНО! Положения ст. 20 НК РФ к настоящему моменту могут быть применены только в отношении сделок, учтенных по правилам гл. 25 НК РФ до 01.01.2012 (п. 6 ст. 4 закона № 227-ФЗ).

Правомочие квалифицировать лица как взаимозависимые по прочим основаниям, не регламентированным п. 1 ст. 20 НК РФ, может быть реализовано судебным органом только в том случае, если эти основания зафиксированы в других правовых актах, а связи и особенности взаимодействия между этими субъектами объективно могут оказать влияние на итоги сделок между ними (определение КС РФ от 04.12.2003 № 441-О). Например, в случаях осуществления хозобществом сделок с заинтересованностью, которые признаны таковыми в соответствии с нормами законодательства (см. решение АС ЯНАО от 06.06.2017 по делу № А81-6264/2016) и т. д.

Как видно, данный вывод активно применяется в судпрактике по сей день, в т. ч. применительно к положениям п. 7 ст. 105.1 НК РФ.

Что влечет признание лиц взаимозависимыми

Отнесение субъектов к рассматриваемой категории лиц влечет определенные налоговые последствия, общее среди которых — необходимость учета любого рода доходов, которые могли бы быть получены одним из таких субъектов, если бы сделка состоялась на общепринятых для сторонних лиц условиях, для налоговых целей (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

Так, если была совершена сделка по выдаче беспроцентного займа между такими лицами, то:

  • у заемщика материальной выгоды не образуется (письма Минфина России от 09.02.2015 № 03-03-06/1/5149, УФНС России от 27.09.2011 № 16-15/093520@);
  • заимодателя возникает обязанность по учету дохода в форме неполученных процентов (письма Минфина от 27.05.2016 № 03-01-18/30778, от 25.05.2015 № 03-01-18/29936).

Также для целей налогообложения надлежит установленным образом определить собственно цену сделки (основные правила установлено пп. 2–10 ст. 105.3 НК РФ).

ВАЖНО! Перераспределение денежных масс внутри группы взаимозависимых лиц само по себе не является нарушением требований налогового законодательства РФ. Например, выдача займа между взаимозависимыми хозсубъектами из заемных средств, полученных одним из участников сделки в банке, была признана судом соответствующей НК РФ (см. постановление АС Северо-Западного округа от 01.07.2015 № А56-60966/2014).

В зависимости от того, является ли сделка контролируемой, функции по контролю цен возлагаются:

  • на ФНС России, если сделка признана контролируемой;
  • территориальные органы ФНС РФ, если сделка неконтролируемая (см. письма ФНС РФ от 16.06.2015 № ЕД-2-13/710@, Минфина РФ от 19.06.2015 № 03-01-18/35527).

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

Пример

Организация А владеет долей 35% в Организации Б.

Организации А и Б взаимозависимые лица.

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

Пример

Петров владеет долей 45% в Организации А.

Петров и Организация А взаимозависимые лица.

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

Пример

Петров владеет долей 30% в Организации А.

Петров владеет долей 30% в Организации Б.

У организаций А и Б нет доли участия друг в друге.

В этой ситуации Организации А и Б взаимозависимые лица.

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

Пример

Петров является генеральным директором Организации А.

Петров и Организация А взаимозависимые лица.

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

Пример

Петров является генеральным директором Организации А.

Петров является генеральным директором Организации Б.

Организации А и Б взаимозависимые лица.

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

Читайте также:  Минимальная пенсия в Москве в 2022 году

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи (прим. — близкие родственники), в указанной организации (п. 3 ст. 105.1. НК РФ).

Пример

Мать владеет долей 20% в ООО.

Сын владеет долей 10% в том же ООО.

Считается, что доля участия матери в ООО 30% (учитывается доля сына).

Так же считается, что доля участия сына в ООО 30% (учитывается доля матери).

Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения (п. 4 ст. 105.1. НК РФ).

Участие государства и муниципальных образований

Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми (п. 5 ст. 105.1. НК РФ).

Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

Пример

Российская Федерация владеет 50% акций АО1.

Российская Федерация владеет 70% акций АО2.

АО1 и АО2 не признаются взаимозависимыми лицами (если нет иных признаков взаимозависимости, кроме владения акциями государством).

Критерии взаимозависимости

При установлении факта взаимозависимости налоговые органы прежде всего ориентируются на критерии взаимозависимости, установленные положениями Налогового кодекса (НК) РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются:

  • организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

  • физическое лицо и организация в случае, если физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

  • организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

  • организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

  • организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физические лица совместно с его взаимозависимыми лицами);

  • организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно со взаимозависимыми лицами;

  • организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

  • организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

  • организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

  • физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

  • физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

В соответствии с п. 7 ст. 105.1 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 2 ст. 105.1 НК РФ, если особенности отношений между этими лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) на экономические результаты деятельности этих или представляемых ими лиц.

Вместе с тем при применении указанной нормы следует учитывать Определение Конституционного суда РФ от 04.12.2003 г. № 441-О: «Право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям […] может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами объективно могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг), в том числе в случаях совершения хозяйственным обществом сделок с заинтересованными лицами, признаваемыми таковыми законом».

Таким образом, для признания лиц взаимозависимыми по другим основаниям необходимо одновременное выполнение двух условий:

  • наличие таких оснований в других правовых актах;

  • выявление особенностей отношений между лицами, объективно влияющих на условия и (или) результаты сделок и (или) экономические результаты деятельности этих лиц.

Под другими правовыми актами в данном случае понимаются правовые акты, не регулирующие вопросы налогообложения, но определяющие ситуации, в которых отношения лиц объективно могут повлиять на результаты сделок и (или) экономические результаты деятельности лиц.

К таким правовым актам относится Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ст. 9 «Группа лиц»), а также Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ст. 4 «Определение основных понятий»).

Учитывая вышеизложенное, перечень, приведенный в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, может быть дополнен следующими взаимозависимыми лицами, признанными таковыми по дополнительным критериям:

  • хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более 50 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

  • хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

  • лица, каждое из которых по какому-либо признаку из указанных в пунктах 1–7 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из признаков, указанных в пунктах 1–7 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

  • хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из признаков, указанных в пунктах 1–8 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более 50 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Как было указано выше, дополнительные критерии взаимозависимости, установленные иными правовыми актами, могут быть использованы только в том случае, если будет установлено, что отношения лиц объективно могут повлиять на результаты сделок или экономические результаты деятельности лиц.

На практике как налоговые органы, так и отдельные суды, признавая лица взаимозависимыми по дополнительным критериям, не предусмотренным НК РФ, исходят только из особенностей отношений между лицами и влияния данного обстоятельства на результаты сделок или экономические результаты их деятельности. При этом суды, ограниченно цитируя положения указанного Определения КС РФ, исходят только из права суда признавать лица взаимозависимыми без учета того факта, что данные критерии содержаться в других правовых актах.

При проведении проверок налоговые органы доказывают наличие взаимозависимости посредством следующих инструментов:

  • путем направления соответствующих запросов в компетентные органы Российской Федерации или других стран;

  • используя данные единого государственного реестра юридических лиц, а также информационной базы «СПАРК»;

  • используя информацию, содержащуюся в учредительных документах налогоплательщика, а также в иных документах (протоколы общего собрания участников ООО, договоры управления и иные соглашения);

  • привлекая свидетельские показания физических лиц (особенно в части доказывания фактического права отдавать обязательные для налогоплательщика указания или наличия фактической возможности распоряжаться определенным количеством голосующих акций (долей).

Читайте также:  Реквизиты для оплаты пошлин

Налоговые последствия признания лиц взаимозависимыми

При признании лиц взаимозависимыми непосредственные налоговые и организационные последствия возникают только в том случае, если налогоплательщик совершает с взаимозависимым лицом сделку, признаваемую контролируемой.

К контролируемым сделкам относятся сделки с взаимозависимыми лицами, перечень которых приведен в п. 2 ст. 105.14 НК РФ, а также сделки, формально не являющиеся контролируемыми, но приравненные к ним.

Установление факта совершения контролируемых сделок имеет для налогоплательщика следующие прямые организационные и налоговые последствия:

  • необходимость направления налогоплательщиком уведомления о совершении контролируемых сделок (ст. 105.16 НК РФ);

  • необходимость подготовки и предоставления документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), то есть обязанность налогоплательщика обосновать цены по контролируемым сделкам (ст. 105.15 НК РФ);

  • осуществление в отношении налогоплательщика специального налогового контроля полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ);

  • корректировка налоговых обязательств налогоплательщика – при установлении отклонения цены контролируемой сделки от уровня рыночных цен в сторону повышения или понижения при условии, что такое отклонение повлекло за собой занижение суммы налога (завышение суммы убытка) (ст. 105.3 НК РФ).

Для наступления указанных последствий достаточно признания факта взаимозависимости с контрагентом по сделке и отнесения данной сделки к числу контролируемых.

Следует особо отметить, что налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами является отдельной формой налогового контроля, осуществляемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ФНС РФ). Данная форма налогового контроля не осуществляется территориальными налоговыми органами при проведении камеральных или выездных налоговых проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Вместе с тем, вопреки иногда высказываемому мнению, данное правило не означает, что территориальные налоговые органы в принципе не вправе осуществлять контроль сделок между взаимозависимыми лицами, не отнесенных к числу контролируемых.

В этом случае территориальный налоговый орган, исследуя неконтролируемую сделку между взаимозависимыми лицами, вправе установить факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды и в связи с этим потребовать от налогоплательщика скорректировать свои налоговые обязательства. При этом для возникновения каких-либо налоговых последствий в отношении налогоплательщика недостаточно установления территориальным налоговым органом одного лишь факта взаимозависимости.

О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Таким образом, в отношении сделок налогоплательщика, совершенных с взаимозависимыми лицами, но не признаваемых контролируемыми, территориальному налоговому органу необходимо доказывать наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

На практике территориальные налоговые органы доказывают наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды, следующим образом:

  • получение данных из ЕГРЮЛ и (или) базы «СПАРК», свидетельствующих о наличии взаимозависимости, а также о создании юридических лиц незадолго до совершения хозяйственных операций;

  • использование иных государственных информационных ресурсов, в том числе баз паспортов РФ, ЕГРН, ЕГРИП, баз данных МВД РФ в отношении транспортных средств, информационных ресурсов Таможни РФ, ФМС РФ, ЦБ РФ, ПФР РФ, ФСС РФ;

  • использование иных негосударственных информационных ресурсов: ИАС FIRA.PRO, поисковой системы по предприятиям России «Коммерсант КАРТОТЕКА» и пр.;

  • направление запросов контрагентам налогоплательщика с целью установления факта нарушения контрагентами налогоплательщика налогового законодательства РФ;

  • вызов в качестве свидетелей физических лиц, занимающих руководящие должности у контрагентов налогоплательщика, а также иных сотрудников контрагентов налогоплательщика с целью установления факта номинального управления контрагентом налогоплательщика, а также недостаточности числа сотрудников для совершения контрагентом налогоплательщика своих обязательств перед ним;

  • вызов в качестве свидетелей собственников, генеральных директоров, а также других сотрудников организаций, осуществляющих перевозку товаров по сделке налогоплательщика, с целью опровержения фактического перемещения товара между участниками сделки;

  • проведение осмотра помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов налогоплательщика;

  • анализ операций контрагентов по выпискам из расчетного счета, бухгалтерской и налоговой отчетности, с целью установления факта отсутствия хозяйственных операций, типичных для деятельности контрагента (например, отсутствуют арендные платежи, социальные взносы на заработную плату, расходы на канцелярские товары и т.п.);

  • вызов в качестве свидетелей сотрудников налогоплательщика в том случае, если у налогового органа имеются сомнения в том, что работы (услуги) действительно оказывались сотрудниками контрагента налогоплательщика, а не собственными сотрудниками;

  • направление запросов в иностранные компетентные органы с целью получения информации о лицах, являющихся контрагентами налогоплательщика, для установления конечных бенефициаров;

  • направление запросов иностранным юридическим лицам с целью установления фактических отношений между участниками заявленных сделок (например, между производителем товара и налогоплательщиком, реализующим данный товар на территории Российской Федерации, при наличии посредников);

  • направление запросов производителю товара в том случае, если у налогового органа имеются сомнения в том, что данный товар производился в определенном количестве;

  • установление факта использования разными организациями одних и тех же технических средств связи (телефон, факс, модем с одним IP-адресом);

  • привлечение специалистов и экспертов к мероприятиям налогового контроля (особенно если налогоплательщик осуществляет выполнение работ, при этом часть работ передана взаимозависимому лицу по договору субподряда);

  • проведение инвентаризации имущества налогоплательщика с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки;

  • привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимой налоговым органом проверке;

  • использование механизмов определения рыночного уровня цен, установленных главой 14.3 НК РФ, с целью определения значительного отклонения цен сделки от уровня рыночных цен.

Следует отметить, что приведенный выше подход к анализу неконтролируемых сделок между взаимозависимыми лицами в целом схож с подходом к анализу любых сомнительных сделок налогоплательщика, позволяющих сделать вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом факт взаимозависимости, а также факт отклонения цены сделки от уровня рыночных цен сами по себе не будут являться основанием для доначисления налогов, но станут значимым фактором повышенного внимания налоговых органов к сделке и ее результатам.

Как признать человека недееспособным? Бабушку жалко, но боюсь за квартиру

Моя бабушка стала странно себя вести. Может забыть, какой сегодня день, назвать меня чужим именем или одеться не по погоде. Вроде бы все нормально, а потом раз — и как будто другой человек. Никаких психиатрических диагнозов у нее пока нет, списываю это на возраст.

У бабушки есть дочь — моя мама. Мы с мамой живем отдельно, но хотим забрать бабушку к себе. За ней теперь нужен присмотр, и мы боимся, что она может переписать на кого-то квартиру, которую заработала тяжелым трудом. Лучше мы будем ее сдавать или даже продадим, чтобы обеспечить бабушке достойный уход и лечение.

Как сделать так, чтобы бабушка не смогла распорядиться квартирой без нашего ведома, а мама смогла заключать договоры аренды или купли-продажи? Вроде бы для этого нужно оформить недееспособность. Объясните, как это сделать и куда вообще обращаться?

Дарья, вы правильно делаете, что уже сейчас беспокоитесь о документах и имуществе.

Есть мнение, что неприлично думать об ограничении прав собственника, но на самом деле это признак юридической грамотности. Лучше признать человека недееспособным и сохранить его имущество без потери качества жизни, чем потом ходить по судам в надежде вернуть квартиру. А мошенников и проходимцев вокруг пожилых и нездоровых людей всегда много. Иногда они даже вступают в брак, потом жалеют об этом, а жилье уже не вернуть.

Вот как обстоят дела с недееспособностью и зачем это вообще нужно.

Читайте также:  Как работодателю забронировать работника в запасе?

Кто такие взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях в 2021 году

Одним из основных условий для признания сделок контролируемыми является их совершение между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК). Стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми в связи с участием одной из них в капитале другой, с учетом степени влияния на принятие управленческих решений, а также по другим критериям.

Запутались в сумме налогов и заполнении платежки? Закажите доступ к БухСофт и расчитайте сумму налогов автоматически.

В налоговом законодательстве есть следующие понятия, которые используют для определения взаимозависимости: доля участия, которая в свою очередь формируется исходя из доли прямого участия и доли косвенного участия.

Долю прямого участия определяют как:

  • доля непосредственного участия одной организации (физического лица) в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации;
  • непосредственно принадлежащая одной организации (физическому лицу) доля голосующих акций другой организации.

Косвенное владение долей означает участие одной организации (физического лица) в другой организации через последовательную цепочку организаций. Доля косвенного участия в последнем звене цепочки определяют как произведение долей прямого участия каждой из организаций, входящих в цепочку, в следующем звене.

Может ли налоговая инспекция в рамках выездной или камеральной проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами? Отвечает Сергей Тараканов, заместитель начальника отдела Контрольного управления ФНС России.

В более сложных ситуациях, когда организация является звеном нескольких последовательных цепочек, для определения косвенного участия произведения долей по каждой цепочке суммируют (п. 3 ст. 105.2 НК).

При определении доли участия лица в организации учитывайте участие в ней:

  • через иностранные структуры без образования юридических лиц;
  • через иностранные организации, для которых не предусмотрено участие в капитале (отсутствует уставный капитал или фонд).

Этот порядок применяют, если лицо признают контролирующим лицом этих структур. Долю участия определите в общем порядке. При этом учитывайте одну особенность. Если структуру контролируют несколько лиц, то долю участия определяйте пропорционально вкладу каждого контролирующего лица в имущество, переданное этой структуре. Если размер вклада определить нельзя, долю рассчитайте пропорционально количеству контролирующих лиц.

Основания для признания лиц взаимозависимыми

Перечень взаимозависимых лиц изложен в ч.2. ст. 105.1 НК РФ.

В соответствии с указанными положениями, к ним относятся следующие субъекты:

  • юридические лица (АО, ООО и другие), если одна организация прямым или косвенным образом участвует в капитале другой. Обязательным условием является размер участия, превышающий четверть уставного капитала;
  • физические лица, если они прямым или косвенным образом участвуют в уставном капитале организации. Размер участия также должен превышать четверть;
  • организация (АО, ООО и другие), выступающая 3-м лицом, относительно других юридических лиц, являющихся сторонами сделки, которая прямым или косвенным образом обладает долей более четверти в каждой из них;
  • организация или физическое лицо (физические лица), имеющие полномочия избрать или назначить единоличный орган управления или назначить не менее половины состава коллегиального органа управления юридические лица, а также совета директоров или наблюдательного совета;
  • организации (АО, ООО и другие), если их единоличные либо не менее половины коллегиальных исполнительных органы, а также совета директоров, либо наблюдательного совета сформированы решением одного лица;
  • если более половины коллегиальных органов управления или совета директоров юрлица сформированы одними и теми же физлицами, включая взаимозависимых лиц, указанных в последнем пункте (родственные отношения);
  • к таким субъектам относится организация и ее руководитель;
  • организации (АО, ООО и другие), в которых руководителем является один и тот же гражданин;
  • организации совместно с физическими лицами или без таковых, если доля каждого предыдущего субъекта в каждом последующем более 50-ти %, в случае прямого участия.
  • физические лица, если между ними есть отношения подчиненности по должности;
  • физические лица, если между ними близкие родственные отношения (супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры). Также к этой категории относятся попечитель или опекун и подопечный.

Если речь не идет о прямом участии, то доли рассчитываются путем сложения всех участвующих взаимозависимых субъектов в юридическом лице (косвенное участие).

Эти нормы применяются только для целей налогового закона.

Что грозит за взаимозависимые отношения?

Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС, так как взаимозависимость при заключении сделок считается вероятностью воздействия на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость важна при взыскании у налогоплательщика недоимки по счетам зависимого лица, если подтвердится, что ему передалась доля выручки или активов налогоплательщика с недоимкой, в том числе через цепочку лиц.

Взаимозависимость — это эффективный «инструмент» для налоговой, позволяющий выяснить, уменьшена ли облагаемая база по налогам, например, если налогоплательщик утаил то, что купил недвижимость у взаимозависимого лица или если льгота по налогу на имущество было применена неправомерно.

Если налогоплательщик искусственно пытается сделать сделку неконтролируемой или манипулирует ценами в сделках, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду, ФНС может признать лица фактически взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), а сделку между ними контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), но для этого ей нужно доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды (Письма Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316, от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).

Если стоимость сделки между взаимозависимыми лицами была ниже рыночной, налоговая может начислить дополнительные налоги (гл. 14.2 НК РФ).

ФНС проверяет, правильно ли уплачены налоги (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) и, если они были занижены, корректирует налогооблагаемые базы. Все доначисления должны быть симметричными (ст. 105.18 НК РФ), то есть цена по сделке корректируется сразу у обоих сторон и у одной стороны налог может вырасти, а у другой — уменьшиться.

При неполной уплате или неуплате налога из-за нерыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

При неправомерном непредставлении уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках начисляется штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Налоговая может доначислить НДФЛ по предпринимательской деятельности, налог на добычу полезных ископаемых и НДС, если другая сторона сделки не должна платить НДС. Налоги могут быть доначислены только продавцу.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если докажет, что цены в сделке были рыночными или что он заключил соглашение о ценообразовании.

Взаимосвязанные лица и налоговое право РФ

Среди финансовых и юридических терминов часто используется понятие «взаимосвязанные лица». Данный термин в чем-то схож с понятием «взаимозависимые лица», но в налоговом праве он не используется.

Взаимосвязанные лица – субъекты, соответствующие хотя бы одной из перечисленных ниже характеристик:

  • 1 лицо прямо (косвенно) контролирует другое;
  • один или несколько сотрудников работают в нескольких организациях, например директором в 1-й и 2-й компании является один и тот же человек;
  • несколько юрлиц связаны договорными правоотношениями и совместно работают с целью получения прибыли, включая расходы и убытки;
  • работник и работодатель;
  • 2 компании контролируются третьим лицом;
  • 2 лица прямо или косвенно контролируют третье лицо;
  • лица являются родственниками или членами одной семьи.

Понятие взаимосвязанности лиц приведено в ст. 37 приложения 1 к Таможенному кодексу Евразийского экономического союза. Один из критериев, предопределяющих возникновение соответствующих последствий, — контролируемость сделок с участием взаимозависимых лиц. Изучим данный аспект подробнее.

Аффилированные лица: отличия

Важно понимать, что имеют свои отличия аффилированные и взаимозависимые лица. Так, про первых в НК РФ не сказано ни слова. Кроме того, родственные и семейные отношения на аффилированность никак не влияют в отличие от взаимозависимости.

Аффилированные лица – это больше термин из корпоративного права, который играет большую роль только в рамках антимонопольного законодательства, а также в бухгалтерской и банковской сфере.

Кого и для каких целей могут признать аффилированными лицами, сказано в Законе РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *